Создаём скрипты холодных звонков (с примерами диалога)
Разрабатывать скрипты холодных звонков нелегко. Необходимо учесть и исключить нюансы, которые оказывают негативное влияние на продажи. Создание скриптов дозвона требует огромной самоотдачи и эмоциональных вложений. О том, как избежать распространённых ошибок мы расскажем в этой статье.
«Не всегда возражай на возражения». Грасиан и Моралес Бальтасар
Скрипт холодных продаж по телефону и личной встрече – это
Алгоритм общения и действий менеджера по продажам (либо руководителя или другого сотрудника компании) при контакте с потенциальным клиентом. Системный комплекс заранее продуманных фраз, структурированных по этапам и реализованных в наглядную визуальную схему. Предназначение скрипта – помощь менеджеру в доведении потенциального клиента к необходимой цели.
Проще говоря, скрипт холодной продажи это методичка, помогающая убедить собеседника на совершение сделки (покупки товара или услуги, подписания контракта, выдачи кредита…).
Важно! Система продаж в сегментах B2B и B2C отличается в корне. Холодный звонок физическому лицу строится по кардинально другой схеме, чем такой же звонок представителю компании.
Универсальных решений не бывает
Об этом необходимо сказать в первую очередь. Не верьте тем, кто предлагает разработать универсальный скрипт холодных продаж. Можно создать некий базис. Основу нужно адаптировать под каждый конкретный случай.
Чтобы сценарий холодного звонка работал максимально эффективно важно провести его тестирование и «отточить до блеска». Отличный метод – записывать телефонные разговоры. Если вы не записываете беседы при холодном прозвоне, теряете возможность более быстрого усовершенствования продающих скриптов. Сохраняйте беседы в аудио формате, анализируйте, выявляйте и исправляйте ошибки.
Каркас скрипта холодного звонка
Несмотря на то, что универсальной схемы не бывает, каркас скрипта должен включать определённые элементы. Ориентировочный список (далее разберём подробнее):
- Нахождение «точек соприкосновения»;
- Определение и выход на лиц, принимающих решения;
- Вступительная часть (первый контакт);
- Презентация менеджера и самого предложения;
- Выявление и снятие возражений;
- Убеждение клиента.
Первая часть скрипта: «точки вхождения» и выход на ЛПР
Исследуйте
Получить больше шансов на пробивание глухой стены недопонимания поможет изучение деятельности компании, которой вы будете делать предложение. Найти контактные данные потенциального партнёра не сложно. Информация на сайте, деловые справочники, официальные страницы в социальных сетях, рекомендации от знакомых… Гораздо тяжелее найти эффективные «точки первого соприкосновения».
Изучите общую информацию о сфере деятельности потенциального клиента. Поймите, каким образом он уже решает задачи, схожие с вашим предложением. Для этого почитайте тематические форумы и сообщества, изучите историю его коммуникации с клиентами, ищите полезную информацию в поисковых системах по «отраслевым» ключевым фразам. Чем поможет подобное исследование? Найти как можно больше «лазеек» для получения заветного: «Да, мне это интересно».
К примеру, вы предлагаете услуги по разработке рекламных кампаний. Как наиболее перспективный партнёр вам интересна, скажем, крупная компания-производитель одежды. Несомненно, у них уже есть маркетинговый отдел и отдел рекламы. Предлагать весь цикл ваших услуг нет смысла. Попробуйте зацепить тем, что возьмёте на себя определённые задачи, на решение которых у потенциального клиента не хватает времени. Некий субподряд. Конечно, это грубо и утрированно, но смысл понятен. Ищите и находите как можно больше нюансов, которые могут стать вашим оружием при разработке скрипта холодной продажи.
Будьте убедительны, не будьте продавцом
В большинстве случаев выйти прямо на директора, его заместителя, топ-менеджера, или начальника отдела, вольного принимать самостоятельные решения невозможно. Вы дозваниваетесь по «общему» номеру телефона компании и трубку снимает секретарь (офис-менеджер, администратор…). Ваша задача – во что бы то ни стало заполучить контакт ЛПР (лицо, принимающее решения). Задача секретаря – ни в коем случае не пропустить «информационный мусор».
Продавцы никому не интересны. Зато интересны партнёры, приносящие реальную пользу «на блюдечке». Будьте спокойны. Серьёзным тоном «нажмите на горячую кнопку» — покажите свою значимость и уровень. При правильном подходе в большинстве случаев секретарь обретает уверенность, что разговор с вами не в его компетенции. И либо переключает на ЛПР, либо даёт его контакт.
Приблизительная схема разговора для обхода секретаря при холодном звонке:
— «Здравствуйте! Это компания «Икс»?»
— «Да».
— «Соедините, пожалуйста, с директором».
— «Вы по какому вопросу?»
— «Простите, как Вас зовут?»
— «Марья Ивановна».
— «Марья Ивановна, очень приятно. Меня зовут Иванов Иван Иванович, компания «Игрек». Сейчас выходим на рынок в вашем регионе. Продукт специфический и сложный, пока определяемся с главными партнёрами, с которыми будем работать на специальных условиях. Есть много профильных и финансовых нюансов, которые нужно обсудить лично с вашим руководителем».
Используйте сложные термины, цифры, оперируйте узко профильными фактами. Всеми действиями покажите, что вы крупный игрок. Конечно, такое начало холодного звонка приблизительное. Используйте и доработайте метод под свое предложение. Безусловно, у секретаря могут возникнуть возражения. Снятие блокировок при холодных звонках мы рассмотрим немного позже.
Читайте также: Лидогенерация с умом. Идеи привлечения клиентов в интернете.
Второй часть скрипта: первый контакт с ЛПР, презентация себя и предложения
Помните, мы говорили про исследование сферы деятельности потенциально интересной вам компании при разработке скрипта? Один из факторов, изучению которого нужно уделить особое внимание – «портрет ЛПР». Перед началом разговора вы уже должны чётко понимать с кем вам предстоит «бороться». Какие выгоды ему интересны, каков масштаб его финансовых возможностей, что может подтолкнуть этого человека к принятию выгодного для вас решения… эти и другие нюансы должны быть чётко прописаны.
Подстройка под собеседника при холодном телефонном разговоре
Вернёмся к первому контакту. Необходимо «выудить» у секретаря имя лица, принимающего решения в компании, которую вы хотите «закрыть» на сделку. Удалось? Поздоровайтесь и произнесите имя собеседника: «Добрый день, Иван Иванович!». Выждите паузу и дождитесь встречного приветствия. Как минимум, вы будете понимать, что человек вас слышит.
После приветственной речи у вас есть крайне мало времени. Не сможете сразу расположить и заинтересовать – провал. В своем предложении озвучьте одну или несколько проблем, с которыми сталкивается ЛПР. Покажите, что предлагаете лучшие решения. Помните, вы это выявили в ходе исследования?
Для быстрого «возведения моста взаимопонимания» поддерживайте темп разговора и ритм голоса потенциального партнёра (клиента). Ни в коем случае не имитируйте собеседника! Просто придерживайтесь одинакового такта – человек говорит медленно, растягивая слова? Замедлите темп своей речи. Говорит быстро? Ускорьтесь и вы.
Озвучить предложение при холодном звонке можно разными способами.
«Вы то-то, а мы как раз это»
Суть – сразу показать в перспективе интересную взаимосвязь. Пример:
«Сергей, Сергеевич, вы же занимаетесь организацией свадеб за границей? А мы как раз разрабатываем и внедряем оригинальные и экзотические сценарии бракосочетаний».
«Прямо в лоб!»
Эта техника предусматривает массу встречных возражений и отговорок. Но вы уже подготовлены к их снятию. Поэтому, смело вперёд! Начните холодную продажу прямо. К примеру, так:
«Анатолий Петрович, мы обслуживаем кондиционеры и холодильные установки в супермаркетах. Хотим наладить взаимовыгодное сотрудничество. Давайте обсудим детали».
«В чём ценность?»
Сразу заинтригуйте собеседника. Сделайте так, чтобы ему стало интересно, и для удовлетворения любопытства он пошел на дальнейший разговор. Например:
«Аркадий Матвеевич, чтобы сэкономить время, скажите, пожалуйста, вы используете больше двух тонн сырья на производстве в месяц?».
Читайте также: Телемаркетинг. Нюансы, принципы, приёмы.
Третья часть скрипта: закрываем возражения
«Не интересует»
Самое распространённое жесткое возражение. Вариант ответа:
«Именно так ответил Валерий Павлович из «Зет». Теперь, являясь нашим постоянным клиентом «Зет» вышла на новый уровень и увеличила продажи на 25%. Почему бы нам с Вами не обсудить нюансы, и определить какой результат я могу гарантировать именно для Вашей компании?».
«Мы уже работаем с другими, и нас все устраивает»
Попробуйте разработать варианты снятия блока в таком ключе:
«Мы не предлагаем заменить вашего партнёра. У нас есть выгодные для вас дополнения, которые помогут решить вопросы комплексных поставок и логистики «под ключ».
«Сейчас нет времени»
Действуйте примерно так:
«Это займёт не более 20 минут. Я могу приехать в любое место в удобное вам время!».
«У вас дорого!»
Закрываем выгодами, к примеру:
«Вы знаете, так говорят практически все, но когда мы раскрываем в деталях суть нашего предложения, 85% становятся нашими постоянными клиентами».
«Пришлите предложение по почте. Я подумаю»
Одно из самых распространённых возражений при холодных звонках. Направление обхода:
«Вы знаете, наше предложение очень гибкое и мы можем подстроить его именно под ваши условия. Я уверен, личная встреча – отличный вариант подобрать самое оптимальное решение для Вас».
Немного в заключение
Используйте информацию из статьи, прорабатывайте варианты ответов (отрицательных и положительных), собирайте по возможности больше информации о потенциальном клиенте. Полученные данные структурируйте и оформляйте в наглядный (визуально оформленный) скрипт (сценарий) холодного звонка.
Многие «гуру» продаж заявляют, что в холодном разговоре нужно строго придерживаться разработанных фраз. Говорят, что успех или провал кампании полностью зависят от качества скрипта. Да, отчасти это так. Но! Дословное воспроизведение менеджером по продажам прописанных слов, оборотов и выражений похоже на «автоответчик». На работу некоего «робота – продавца», лишенного души. Это может насторожить и даже оскорбить собеседника. Как следствие – никакого интереса со стороны потенциального клиента, зря потраченное время, нервы и силы.
Рекомендуем разрабатывать подробный план скрипта. Такой, в котором прописаны допустимые «отклонения от нормы». Утвердите в рамках корпоративной инструкции принципы и границы свободного общения менеджеров при совершении холодных звонков. В будущих публикациях мы, несомненно, вернёмся к этой теме. Успехов в ваших холодных звонках!
В предыдущих статьях мы уже рассказывали, что такое дропшиппинг, и подчеркивали необходимость поиска надежного поставщика или нескольких производителей аналогичных товаров. Именно нескольких, чтобы...
20 августа 2019 0 22941 Интернет-маркетинг Как открыть магазин одежды с нуля? Инструкция по созданию интернет-магазина с офлайн точкой продаж!Трансформация «живой» торговли в интернет пространство сегодня достигла колоссальных масштабов. Значительное число владельцев собственного бизнеса товаров стремятся расширить свой коммерческий проект, открывая параллельно...
26 апреля 2019 0 22057 Блог Как открыть прибыльный интернет-магазин с нуля: подробнейшая пошаговая инструкцияВперед к финансовой независимости: создаем эффективный eCommerce проект Интернет-магазин, приносящий прибыль это большая и кропотливая работа. Сегодня мы хотим поделиться нашим многолетним опытом...
Пока еще никто не оставил комментарий